Благотворительность и закон

Аватара пользователя
Ilona_K
ЗОО-гуру
ЗОО-гуру
Сообщения: 4707
Откуда: Минский р-н, п. Лесной

Благотворительность и закон

08 окт 2011, 00:36

Наиболее острый и актуальный вопрос, который ограничивает развитие благотворительности в Республике Беларусь сегодня, это отсутствие законодательной базы. Эта тема постоянно поднимается в средствах массовой информации, с инициативами и обсуждениями выступают представители деловых и общественных кругов, но, тем не менее, на фоне подобного общественного резонанса благотворительная деятельность в нашей стране до сих пор продолжает осуществляться стихийно, без опоры на конкретный законодательный регулятор. О перспективах принятия закона о благотворительных организациях и аспектах, которые необходимо учесть при разработке и внедрении закона, фонд «Идея» поговорил с юристом Ольгой Смолянко.

ISEFI: Ольга, хотелось бы прояснить ситуацию, которую мы имеем на сегодня: при отсутствии единого законодательного документа какими нормативными актами частично регулируется благотворительная деятельность в нашей стране?
О.С.: Начнем с того, что, как Вы верно отметили, на сегодняшний момент в Беларуси законодательство о благотворительной деятельности отсутствует. Как отсутствует и системный, комплексный подход к регулированию различных видов благотворительной деятельности, таких как спонсорская помощь, дарение, пожертвование, волонтерская деятельность и т.д. Это создаёт серьезный законодательный барьер для осуществления в стране благотворительности. Отдельные вопросы благотворительной деятельности и благотворительных организаций представлены разрозненными нормативными актами, среди которых:
- Гражданский Кодекс Республики Беларусь;
- Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях»
- Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях»
- Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 302 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов»
- Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи».
Существуют также нормативно закрепленные преференции для организаций определенного вида, например, организаций инвалидов, спортивных организаций и др.
Однако такое разобщенное регулирование заменить единый нормативный акт (с условием изменения также налогового законодательства) не способно.

ISEFI: Насколько мы знаем, попытки принять подобный закон, причем основательные, уже предпринимались?
О.С.: Попытка принятия Закона «О благотворительных организациях и благотворительной деятельности» в Республике была предпринята в 2002 году, когда законопроект был принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, но возвращен для повторного рассмотрения и голосования с возражениями Президента. Однако, несмотря на поручение Президента в целом доработать Закон Республики Беларусь «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», осуществить при необходимости его согласование и принять в 2003 году на очередной сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, указанный закон до сих пор не принят.


ISEFI: Вопрос рекомендательного, экспертного порядка: что прежде всего необходимо предусмотреть и определить при разработке данного законопроекта?
О.С.: В первую очередь необходимо законодательно дать определения ключевым понятиям, таким как «благотворительная деятельность» (определения данного понятия до сих пор нет ни в одном нормативном акте), «благотворительные организации», «субъекты благотворительной деятельности», «цели благотворительной деятельности» и прочее. Далее нужно обозначить правовой статус благотворительной организации, процедуру её аккредитации (сертификации), форму отчётности, контроля, государственные гарантии благотворительной деятельности.


ISEFI: Каким образом принятие закона о благотворительности повлияет на социальные процессы в стране?
О.С.: Отсутствие законодательства о благотворительности лишает государство, общество и граждан важного источника социальной поддержки. Вместе с тем, благотворительная деятельность является важным инструментом реализации государственной социальной политики, способствует повышению уровня жизни, социальной стабильности в государстве. Актуальность вопросов правового регулирования отношений в сфере осуществления благотворительной деятельности возрастает и в связи с вовлеченностью Республики Беларусь в интеграционные процессы на постсоветском пространстве. В частности, с вступлением Республики Беларусь в Таможенный союз Беларуси, Казахстана и Российской Федерации, вопросы благотворительной деятельности стали затрагиваться международными договорами Таможенного союза. Интеграция подобных норм международных договоров Республики Беларусь в национальное законодательство без принятия собственных актов законодательства о благотворительной деятельности поставит нашу страну в неравное положение по сравнению с иными государствами-участниками Таможенного союза. При таких условиях принятие законодательного акта о благотворительности попадает уже в сферу соблюдения национальных интересов страны.


ISEFI: Благотворительность – понятие, находящееся на пересечении различных социально-экономических сфер. Следует ли из этого, что принятие закона о благотворительности создаст необходимость корректировки и других законодательных актов?
О.С.: Непременно. Причиной введения статуса благотворительной организации должно являться предоставление этим организациям, лицам, которые их поддерживают и их бенефициарам, дополнительных, по сравнению с другими некоммерческими организациями, преференций, в первую очередь налоговых. Так что в первую очередь изменения должны затрагивать Налоговый Кодекс Республики Беларусь, так как законодательство о благотворительной деятельности просто не будет работать в случае отсутствия в нем специальных льгот (преференций) для организаций, получивших благотворительный статус. Важнейшим механизмом стимулирования благотворительной деятельности является также налоговый вычет по благотворительным пожертвованиям. Практически все государства СНГ и Европы предусматривают такие налоговые стимулы для благотворителей. Надеемся, что беларусское законодательство о благотворительности также будет развиваться в подобном ключе, учитывая положительный опыт и практику других стран.

Источник: http://isefi.by/?p=635
В нашем городе тысячи брошенных животных и миллионы людей, которые могут изменить эту ситуацию.
Прекрасное здание - это сумма усилий множества людей...

Ответить

Вернуться в «Благотворительность»